Магазин Нумизматика покупает, продает антиквариат: старинные монеты, награды, знаки, часы, иконы, серебро, фарфор и многое другое.
Санкт-Петербург ул.Пушкинская д.4 (812)-764-00-15

Наш магазин покупает и продаёт старинные открытки и фотографии в Санкт-Петербурге


Подводный флот России.

Публикация: "Петербургский коллекционер", № 1 (41), 2007г.


      Одна из популярных тем среди филокартистов - коллекционирование открыток, посвящённых военно-морскому флоту России начала ХХ века. Количество открыток, изданных различными изданиями и частными фотоателье по данной теме превышает, тысячу штук. И только незначительная часть из этого многообразия посвящена российскому подводному флоту.
      Подводные лодки были приняты на вооружение в нач. 1880-х годов. В 1880г. были проведены испытания подводной лодки конструкции Джевецкого, а уже в 1883г. Россия обладала 50 такими лодками. 34 подлодки базировались в Севастополе, а 16 - в Кронштадте, впоследствии были переделаны на входные баканы (= бакены), стоявшие во многих русских портах. К нач. ХХв. подводные миноносцы (именно так назывались тогда подлодки) стали делиться на оборонительные (водоизмещение 100-150 тонн), неспособные далеко удаляться от базы и наступательные (водоизмещение 200-450 тонн) с повышенной автономностью. Боевые действия подводных лодок заключались исключительно в минной атаке. Каждая лодка была вооружена от 3 до 12 мин Уайтхеда. Атакуя неприятельский корабль, лодка приближалась к нему в надводном положении, затем погружалась, двигаясь сначала по перископу, затем по компасу. В момент атаки поднимался перископ для лучшей оценки ситуации, производился выстрел миной из носового или бортового аппарата. После первого выстрела лодка поворачивала, чтобы сделать второй выстрел из кормового аппарата, а затем или скрывалась или пряталась на большой глубине.
      Самые большие лодки на вооружении российского флота были лодки конструкции Лекка - "Аллигатор" (450 тонн). Того же типа лодки - "Кайман", "Крокодил", "Дракон". Но наиболее совершенным типом перед первой мировой войной считались лодки "Акула", построенные корабельным инженером И.Г. Бубновым. Эти лодки были оснащены несколькими двигателями Дизеля, что значительно увеличивало дальность плавания. Они были способны погружаться за 3-4 минуты, были оборудованы двумя перископами и имели станцию беспроволочного телеграфа для связи со своими кораблями, а на случай аварии от неё отделялся поплавок с длинным телефонным кабелем. В поплавке имелась слуховая трубка, которая обеспечивала связь с затонувшей лодкой. Стоимость такой лодки была 1.100.000 рублей, что было значительно выше стоимости эскадренного миноносца.
      К сер. 1912г. на вооружении у России находились следующие подводные лодки:
      на Балтийском море: "Макрель" (150т), "Окунь" (150т), "Пескарь" (115т), "Стерлядь" (115т), "Минога" (126т), "Кайман" (450т), "Крокодил" (450т), "Аллигатор" (450т), "Белуга" (126т) и ещё несколько строились;
      на Чёрном море: "Лосось" (120т), "Судак" (120т), "Карп" (200т), "Карась" (200т), строились: "Кашалот", "Морж", "Кит", "Нарвал", "Нерпа", "Тюлень";
      на Тихом океане: "Дельфин" (115т), "Касатка" (115т), "Фельдмаршал гр. Шереметев" (150т), "Скат" (150т), "Налим" (150т), "Сом" (120т), "Щука" (120т), "Осётр" (135т), "Бычок" (135т), "Кефаль" (135т), "Плотва" (135т), "Палтус"( 135т).
      В годы I мировой войны многие офицеры-подводники стали Георгиевскими кавалерами. Георгиевским оружием были награждены командиры подводных лодок: Зарубин Н.А. ("Кит", 1916г.), Ильинский Н.Н. ("Дракон", 1915г.), Китицын М.А. ("Тюлень", 1916г.), Марков М.В. ("Нерпа", 196г.) и Маслов А.Е. ("Морж", 1916г.); офицеры: Крузенштерн В.В. ("Краб", 1915г.) и Сукин Г.А. ("Кит",1916г.). Орден св. Георгия IV ст. в 1916г. заслужил командир подводной лодки "Краб". И, наконец, командир "Окуня" Меркушев В.А. был награждён и Георгиевским оружием, и орденом св. Георгия IV ст.
      Основная масса различных открыток, посвящённых военно-морскому флоту России, была издана до и во время русско-японской войны, после 1906г. объёмы и разнообразие резко сократилось. Наличие небольшого количества подводных лодок и снизившийся интерес со стороны издателей открыток к военной теме и привело к тому, что открытки с изображением подводных лодок не очень частое явление.

Януш Я.Б.

      Все материалы сайта http://www.lennumizmatika.ru/ принадлежат авторам. Любое использование текстов и изображений запрещены. По вопросам обращаться сюда.
      All materials on the site www.lennumizmatika.ru are sole property of the site's owners. Any use of content be it graphics or text is strictly prohibited.






















Наш магазин покупает и продаёт старинные открытки и фотографии в Санкт-Петербурге